Банкротства и приобретения формируют тенденции в дистрибуции запчастей

Бизнес автомобильных запчастей находится в середине глубоких структурных изменений, хотя рынок даже растет из-за увеличения количества автомобилей. Консалтинговая компания Roland Berger в настоящее время полностью задокументировала, что многие ремонтные мастерские испытывают, через регулярные промежутки времени, трудности, в результате изменения названия компании или даже банкротства их поставщиков. Однако, согласно исследованию «M & A мероприятия усугубляют конкурентную борьбу в сфере оптовой торговли автомобильными запчастями», это развитие далеко от завершения.

Только во второй половине 2017 года два сообщения потрясли отрасль. В сентябре американская компания Genuine Parts Company (GPC) объявила о покупке британской Alliance Automotive Group (AAG), которая, в свою очередь, проглотила многочисленные мелкие и средние оптовые торговцы в Германии, включая, например, Coler.
Незадолго до начала года Stahlgruber объявил, что станет частью глобальной корпорации LKQ. Для сделки были утверждены антимонопольные одобрения, после чего приобретение было завершено. Процесс концентрации, в свою очередь, не помешал Stahlgruber проглотить другие мелкие компании.

Изменения в отрасли ускоряются

В описанных процессах отчетливо видны решающие события в торговле запчастей последних лет. С одной стороны, число банкротств растет. По данным статистики Федерального статистического управления, с 2016 по 2017 год количество банкротств в этом секторе экономики поднялось на треть. В то же время самый низкий уровень банкротства с 1999 года был достигнут в общей экономике. С проблемами ликвидности, дистрибьюторы запчастей становятся легкой мишенью для покупателей с интересами собственного роста.

Вторая разработка – тенденция к более крупным предприятиям, чему также способствует интерес инвесторов. С 2005 года было проведено по меньшей мере 65 крупных сделок в отрасли – 39 из которых были трансграничными. В частности, появление двух игроков из США GPC и LKQ «процесс концентрации приобретает совершенно новую динамику», пишут авторы исследования. Однако географическая направленность концентрации в торговле товарами заключена в Западной Европе: помимо Великобритании и Нидерландов, Германия находится в центре внимания.

Еще один вывод из исследования заключается в том, что все более крупные американские и канадские компании выходят на европейский рынок. Согласно данным исследования, с 2005 года североамериканские дистрибьюторы запчастей участвуют в 20 приобретениях. Этому развитию способствует все еще сильно фрагментированный рынок запчастей в Европе. Несмотря на волну консолидации, три крупнейших поставщика комплектующих занимают лишь рыночную долю в 15 процентов – согласно исследованию, США уже имеют 50 процентов.

Однако с более крупными подразделениями дисбаланс между участниками рынка становится все более серьезным. В то время как большие группы производят доходность от 4 до 5 процентов, более мелкие дистрибьюторы запасных частей с оборотом менее 100 миллионов евро составляют всего 2-3 процента. «Поэтому им особенно угрожает усиленная конкуренция», – завершает исследование.

Требуются новые сильные стороны

Учитывая низкую маржу, мелким поставщикам трудно улучшить свою доставку. Здесь большие, очевидно, имеют преимущество с ростом ожиданий в сфере обслуживания до восьми поставок в день. Предыдущие сильные стороны малых дистрибьюторов запчастей, региональность и близость к клиентам, уже недостаточны для этого. И: «Эти структурные недостатки часто сопровождаются домашними проблемами, такими как интеграция новых систем управления ИТ и товаров», – анализирует исследование.

При вхождении иностранных покупателей на рынок растет осознание необходимых корректировок, в том числе желание объединиться. «Чтобы сделать основной бизнес более прибыльным, большой размер почти неизбежен, поскольку в секторе оптовой торговли частями, например, до 20 процентов можно сэкономить при покупке. Кроме того, розничные торговцы должны реагировать на диджитализацию и получать значительные доли в онлайн-бизнесе. Согласно исследованию, чем меньше розничный продавец запчастей, тем более выгодным может быть его сотрудничество с существующими онлайн-платформами, чтобы избежать значительных инвестиций в ИТ и трудовые ресурсы.

В принципе, однако, онлайн-бизнес является ключевым элементом в модернизации торговли частями. «Онлайн-заказ не является отличительной чертой, но, с точки зрения клиента, конечно, – говорит он однозначно в исследовании. Соответственно, некоторые отделы оптовиков работают над концепциями интернет-магазинов самостоятельно. Продажи через счетчик виртуальных магазинов составляют от 10 до 12 процентов торговли бесплатными частями в Германии, Австрии и Швейцарии.

В принципе, однако, онлайн-бизнес является ключевым элементом в модернизации торговли запчастями. «Онлайн-заказ не является отличительной чертой, но, с точки зрения клиента, конечно, – говорится в исследовании. Соответственно, некоторые отделы оптовиков работают над концепциями интернет-магазинов самостоятельно. Продажи через счетчик виртуальных магазинов составляют от 10 до 12 процентов независимого рынка запчастей (aftermarket) в Германии, Австрии и Швейцарии.