Автономное вождение – это может занять больше времени, чем ожидалось

Когда речь заходит о будущем автономного автомобиля, автопроизводители и техно компании не устают провозглашать великие прогнозы. Автомобиль-робот придет. Однако, когда речь заходит о конкретной дате, апологеты, как правило, расплывчаты. Например в 202X-м, с радостью заявляют оптимисты, однако при этом отмечают, что соответствующие рамочные условия еще не созданы. Однако это уклонение также указывает, прежде всего, на то, что пока остается неопределенным, возможен ли вообще прорыв полностью автономных автомобилей в общественном транспорте.

Уровень 5 – предположительно ближайшая цель, чей прорыв уже состоялся, по мнению некоторых эйфорических провидцев. Tesla и Volvo, например, ввели в 2017 году автомобили, как 5-й уровень, однако не поставляют их. Другие по-прежнему проявляют большую осторожность, например Институт IAO, предсказал 2025 год как самую раннюю дату, в то время как Немецкая академия наук и технологий выдала 2030 год, а консалтинговая фирма Oliver Wyman называет только 2035 год. И даже это могут быть чрезмерно оптимистичные оценки, потому что есть также инсайдеры, которые не ожидают полностью автономных автомобилей до 2050 года. Однако перед лицом многих, на первый взгляд несущественных и временно нерешенных проблем все прогнозы имеют характер гадания на кофейных зернах.

Определенное количество эйфории даже не кажется диковинным, потому что многое уже было разработано с технической стороны. И, как впечатляюще продемонстрировали несколько беспилотных прототипов, автомобили уже могут самостоятельно найти свой собственный путь. Огромное количество пробных километров, выполненных без каких-либо проблем, также дает основание для большой надежды. Но, с другой стороны, эти тестовые автомобили неоднократно сталкивались с проблемами или даже невозможными для них задачами, в которых должны были вмешиваться люди. Цель, однако, должна быть идеальной. Но это оказывается сложным. Например, генеральный директор бостонского стартапа Nutonomy, Karl Iagnemma, рассказал технологическому журналу Wired, что оставшийся процент на пути к разработке полностью автономных транспортных средств является гораздо более сложной частью по сравнению с первыми 99 процентами. Фактически, прорыв, по крайней мере, с технической стороны, кажется близким к пониманию, но есть все еще серьезные препятствия, которые оказываются выше, чем, возможно, ожидалось некоторыми вначале.

Скорее фундаментальные исследования, чем ближайшие серийные решения

Магия и модное слово в этом контексте – искусственный интеллект (AI). Автономные автомобили должны быть в состоянии научиться вести себя в различных дорожных ситуациях. Здесь также рассматривается решение, но в настоящее время автопроизводители и их технологические партнеры с большей вероятностью проводят фундаментальные исследования, а не представляют решение, близкое к производству. Хотя ИИ на всех устах, но пока никто не объявил, что разработал соответствующую мощную технологию.

Технически также существует нехватка инфраструктурных требований для автономного вождения. Роботизированные автомобили должны общаться со всеми и вся, обмениваясь огромными объемами данных за очень короткое время. Все должно быть подключено к сети в будущем автономного автомобиля. Для этой способности общаться должны быть подготовлены как пользователи дорог, так и соответствующая инфраструктура, которая будет создана. Важнейшим предварительным условием для этого было бы создание эффективной сети передачи данных. 5G называется решением, которое остается, однако, все еще в состоянии сна. Когда сделаны первые решительные шаги по созданию соответствующей высокопроизводительной инфраструктуры в Европе, представляется неопределенным. В настоящее время даже стандарт LTE не доступен по всем направлениям. В любом случае, пройдет еще много лет, прежде чем будет представлена высокопроизводительная широкополосная технология для использования автономных автомобилей.

Надежда, связанная с автономным будущим автомобиля: движение в больших городах, измученных пробками, может быть улучшено увеличением использования роботизированных автомобилей. Но здесь тоже уместен скептицизм. Например, консалтинговая фирма «Артур Д. Литтл» подсчитала, что квота 50-процентных автономных автомобилей негативно повлияет на поток трафика. Поскольку гонщики-мужчины нарушают нормы скорости и безопасности, а компьютеры строго придерживаются правил и, таким образом, сосуществуют риск конфликта с человеческими драйверами. В результате аналитики видят значительно лучший поток трафика только тогда, когда города откроют целые области только для автономно управляемых транспортных средств.

Правовая основа является основным препятствием

Еще одна элементарная проблема касается правовой базы, которая в Европе еще далека от того, чтобы разрешать полностью независимые роботизированные автомобили для свободного движения. Несмотря на то, что постепенно в странах Европы принимаются «правила вождения автомобилей с высокой и полностью автоматизированной функцией вождения», это еще не бесплатный билет для роботизированных автомобилей. С этими правилами все риски ответственности автомобилей с автопилотом будут переданы на водителя, поскольку в конечном итоге он остается тем, кто должен иметь возможность вмешиваться вручную в любое время. Если что-то пойдет не так, он несет ответственность. Вопросы ответственности и другие правовые вопросы для действительно автономных автомобилей в любом случае эти законы не регулируют.

Однако, прежде всего, этические вопросы в отношении решений роботизированных автомобилей оказываются неразрешимыми. Хотя в конечном итоге эта технология будет способствовать тому, что число смертей в результате дорожно-транспортных происшествий, вероятно, значительно снизится, даже автономные автомобили будут в ситуациях, когда несчастные случаи неизбежны. Это также может привести к ситуациям, в которых компьютер решает в течение секунды, независимо от того, угрожает ли он жизни его пассажиров, придорожного малыша или группы пожилых людей. В этом гипотетическом случае компьютер нуждается в четкой основе для принятия решений, но никто не будет так ясно представлять ее. Вы хотите защитить как можно больше жизней или, возможно, определить возраст потенциальных жертв? И кто покупает дорогой автомобиль, чье программное обеспечение может также рассмотреть возможность подвергнуть своих пассажиров смертельной опасности? Может быть, тогда происходит незаконное программное обеспечение, которое требует, чтобы транспортное средство защищало пассажиров при любых обстоятельствах. Как сообщал журнал Autocar, бывший член правления BMW Ян Робертсон недавно заявил на мероприятии, организованном британской ассоциацией автомобильной промышленности SMMT, что никогда не разрешат компьютерам решать вопрос о жизни и смерти. Но поистине автономное транспортное средство в конечном счете должно быть запрограммировано так, чтобы взвесить ценность человеческой жизни. Однако это было бы несовместимо с конституциями многих стран.

Потенциал для шутников и преступников

Возможно, поэтому автономные автомобили будут существовать только в очень ограниченном пространстве и с очень защитными стратегиями вождения. Например, если роботизированные автомобили движутся в особо сложном городском движении, их нужно будет подготовиться к предположительно чрезвычайно осторожному стилю вождения, что может сделать их непривлекательными в качестве средства пассажирского транспорта. Защитная стратегия также принесла бы другие проблемы, потому что, например, в оживленном городском движении со многими людьми и велосипедистами пешеходы могли бы в любое время остановить автономные автомобили, просто стоя перед автомобилем. Может быть, просто жеста рукой достаточно, чтобы заставить авто остановиться. Таким образом, пользователи дороги могут в любое время заставить машины-роботы застыть на месте. Однако это также откроет новые возможности для вандализма и преступной деятельности.

Да и вообще, менталитет людей. До сих пор опросы скорее показали, что автомобилистам чужда идея оставить автомобиль без руля. До сих пор доминирует картина самодовольства с удовольствием. Будет ли водитель готов отказать от руля в будущем, также кажется более чем сомнительным. Согласно опросу Forsa, заказанному CosmosDirekt, об использовании автономных транспортных средств не может быть и речи для 60 процентов респондентов. 68% даже заявили, что не доверяют технологиям. И по меньшей мере 63 процента не откажутся от удовольствие от вождения, которое традиционно управляемые автомобили все еще предлагают сегодня.

Advertisements